Ситуационное собеседование – какие бывают задачи?
В настоящее время при приеме новых сотрудников на работу рекрутеры часто используют так называемые ситуационные собеседования или case-интервью. Суть его в том, что перед соискателем ставится конкретная задача, прямо или косвенно связанная с его будущими обязанностями, которую необходимо решить на месте. Хорошо известный пример – предложение продать ручку.
Преимущества такого метода отбора в том, что наниматель может оценить не только знания претендента в конкретной области, но и его поведенческие особенности: умение быстро принимать логически верные решения, креативность мышления, стрессоустойчивость, соответствие моральных устоев и принципов политике организации.
Как правило, ситуационные собеседования устраивают в следующих случаях:
• при поиске кандидатов на руководящие должности;
• если сотрудник должен владеть определенными навыками общения с людьми;
• в компаниях со строгой корпоративной культурой.
Для соискателя такое задание имеет ряд сложностей, ведь к нему практически невозможно подготовиться заранее. Иногда работодатель предупреждает о форме проведения собеседования, но и это не повод расслабиться. Во-первых, наниматель вправе изменить свое решение. Во-вторых, даже в ходе традиционного интервью нередко звучат ситуационные вопросы. Они могут быть направлены на выявление:
• модели вашего поведения, ваших личных качеств;
• ваших профессиональных знаний, их глубины и актуальности;
• вашей креативности, умения мыслить быстро и нестандартно, находить решения в одиночку.
В зависимости от целей, преследуемых case-интервью, будут изменять и задачи, которые работодатель может поставить перед вами.
Правила поведения на собеседования
Заинтересовать рекрутера не так сложно, если действовать спокойно и уверенно. Попробуйте использовать следующие хитрости:
• делайте заметки. И вам будет легче сосредоточиться, и рекрутеру будет любопытно проследить ход ваших мыслей. Не прячьте блокнот – пусть наниматель заглянет в него, начнет задавать вопросы. Таким образом вы станете «ведущим», получите инициативу. Только следите, чтобы ваши заметки были читабельными и упорядоченными;
• спрашивайте. Большинство задач на собеседовании звучат не полностью. Ваши наводящие вопросы покажут работодателю, что вы понимаете суть, готовы в поиску решений. А вот молчание выдаст либо вашу чрезмерную самоуверенность, либо излишнюю неуверенность;
• не спешите. Даже если в вашей голове моментально созрел план действий, мысленно проговорите его. Ваш ответ должен быть логичным, последовательным, ясным;
• не говорите «Я не знаю». Вам задали вопрос «Сколько калькуляторов продается в вашем городе в месяц». Разумеется, никто не ждет от вас точных цифр. Важно продемонстрировать ваше умение логически рассуждать. Скажите, что для подсчета вам понадобятся данные о населении по возрастам и сферам занятости, среднем сроке службы калькуляторов и тому подобное. Сможете назвать приблизительный результат – прекрасно. Остановитесь на выведении формулы – тоже хорошо;
• мыслите вслух. Если вы понимаете, что решение не пришло к вам моментально, начните думать вслух. Рекрутер сможет понять ход ваших мыслей, а вы, возможно, по его лицу понять, в каком направлении стоит двигаться;
• подводите итоги. После того, как вы озвучили свое решение, сделайте краткий вывод. Он не должен повторять ранее озвученные мысли, а только резюмировать их.
И помните – как бы вы ни увлеклись или задумались, не теряйте контроль над собой. Грызть ногти, барабанить пальцами по столу, стучать по полу ногами во время собеседования недопустимо.
Основные ошибки на case-интервью
Предсказать, как точно нужно вести себя на собеседовании, невозможно. Но вот выделить ошибки, которые чаще всего допускают соискатели, можно.
• Пытаться казаться лучше, чем есть на самом деле. Идеальные люди практически не встречаются и уж точно не вызывают симпатии. Умение признавать свои промахи, брать на себя ответственность, напротив, ценится работодателями высоко.
• Забывать о роли других. Умение работать в коллективе – это всегда преимущество. Рассказывая о своих достижениях, не забывайте упоминать командные успехи. Но не умаляйте и свою роль, чтобы не показаться несамостоятельным.
• Начинайте с главного. Перед тем как развить свою мысль, озвучьте короткий тезис и поинтересуйтесь, интересно ли рекрутеру услышать ваши мысли на эту тему.
• Будьте конкретны. В любой ситуации старайтесь обойтись без абстракций. Но не углубляйтесь слишком в специфику – наниматель вполне может быть осведомлен в теме меньше вас. А ваши мысли должны быть понятны ему.
• Говорить обезличено. «Обычно в такой ситуации в нашем офисе проводились следующие мероприятия…». Такая фраза говорит о вашей пассивности, отсутствии самостоятельности и даже некомпетенции. Рассказывая о своих действиях, используйте активные глаголы.
Ситуационные собеседования вдвойне коварны тем, что готовясь к ним, можно навредить самому себе. Не пытайтесь отрепетировать ответ на каждый возможный вопрос. Работодатель может задать его чуть по-другому. Вы, услышав знакомое начало, расслабитесь и не сможете вникнуть в тонкости того, о чем у вас спрашивают. И подготовленный вами рассказ окажется неуместным.
Например, вы претендуете на несколько вакансий и проходите интервью на должность руководителя отдела продаж, имея опыт в аналогичной сфере. Звучит вопрос: «Расскажите о своем самом крупном достижении». Вы отвечаете «Я смог с начала и до конца провести крупный тендер. Это была самая большая сделка по всему региону, что существенно подняло престиж компании в целом и повысило приток клиентов на 7 %». Казалось бы, все правильно. Но вы же пробуетесь на должность руководителя, а приведенное достижение – сугубо личное. То ли вы лучше проявили себя как рядовой продажник, то ли – не брезгуете приписывать себе заслуги отдела.
Примеры задач
Какие конкретно вопросы вам зададут, сказать заранее нельзя. Тем не менее, есть 5 основных задач, которые в разных интерпретациях ставятся перед соискателями. Рассмотрим их и принципы поиска решений.
1. Продайте мне ручку. Не обязательно ручку – может, автомобиль, буханку хлеба или страуса эму. В ходе ответа рекрутер узнает ваше знание принципов продаж, силу вашего убеждения. Вам нужно провести презентацию на основе потребностей клиента.
2. Что правильнее – слушать или говорить самому? Оценивается ваша способность выстраивать свое поведение. Выбор зависит от того, на каком этапе находятся переговоры.
3. У вас есть два предложения о работе. На чем будет основываться ваш выбор? Вопрос о вашей мотивации. Скажите, что важно именно для вас. Например, где вы сможете наиболее полно самореализоваться, постоянно учиться или быть уверенным в надежности компании.
4. Вы знаете, что ваш коллега обкрадывает работодателя. Ваши действия. Это задача на выявление степени ответственности. Возможное решение – сообщить о ситуации руководству.
5. Вам звонит с претензиями человек, недовольный качеством товара или оказанных услуг. Он ругается лично на вас. Как вы поступите. Ваши действия покажут вашу стрессоустойчивость и умение решать конфликты. Желательно заранее изучить фразы, способные сгладить ситуацию.
Вас могут спросить о ваших главных ошибках на предыдущей работе, поставить перед вами проблемы просроченного товара, чтобы узнать, как вы поступите с ним. Изучите ту отрасль, в которой будете работать максимально широко – нередки вопросы типа «Как увеличить число продаж или расширить зону влияния, когда все методы уже испробованы».
Главное – помните: работодателю важно понять, что вы за человек, сможете ли стать достойным сотрудником компании, насколько на вас можно положиться и как вы проявите себя в коллективе.
Обсуждение: